ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА ФЛЕЙТЕ ЕЛЕНЫ ИСАЕВОЙ

Игры-упражнения для флейтистов

1. "Пружинистый фитбол"


Для упражнения потребуется фитбол, головка флейты или флейта.
Пружиньте на фитболе, синхронно усиливая громкость согласных "с", "з", "в", "ж" или гласной "а". Далее нужно поочерёдно усиливать звук на головке флейты и пружинить с согласной на мяче. Далее объедините звук на флейте с движениями на фитболе.
С помощью этого упражнения 
раскрепощается тело, обостряется концентрация общего внимания на процесс, а не на конкретное действие, тело приводится в стационарное положение при помощи движения.


2. "Звучащие линии"


Парное упражнение.
Для этого упражнения вам потребуется маркер и маркерная доска, головка флейты или флейта.
Один человек (учитель или ученик) играет звук на флейте в разных вариантах: ровный звук, прерывающийся, с понижением и повышением интонации, разной степенью вибрато. Другой человек синхронно изображает линией то, что слышит. Далее игроки меняются ролями. Когда первый вариант пройден, далее можно договориться о картине, которую рисуем и уже тот, кто играет на инструменте отображает рисунок в звуке.
С помощью этого упражнения налаживаются связи зрительного и слухового восприятия звука.


3. "Имена, города и предметы"


Парная игра.
Вам потребуется головка флейты или флейта, метроном.
Метроном устанавливается на четверть = 60.
Один игрок придумывает имя или любой предмет и протяжно произносит это название по слогам, равным по продолжительности ударам метронома в то время, как другой игрок протягивает ровный звук на протяжении всего слова. Далее игроки меняются местами.
С помощью этого упражнения начинающий флейтист учится контролировать продолжительность звука.


4. "Динамический фонтан"


Для упражнения потребуется маркерная доска и несколько разноцветных маркеров.
Работаем над воображением и разной степенью силой выдоха.
Представим музыкальный фонтан. Струи поднимаются то выше, то ниже- то сильнее, то слабее. Так же и ваш выдох на согласных то усиливается, то ослабляется. Выполняйте упражнение дыханием синхронно с рисованием.

5. "Шапка-звуконевидимка" 

 

Групповое упражнение.

Вам потребуются бумажные колпаки для праздников или можно использовать любые шапки.

Упражнение на озвучивание тёплого дыхания.

Всем детям раздаются шапки-звуконевидимки (бумажные колпаки. Их могут сделать сами дети)

Все дети поют или играют одну или разные ноты (по желанию педагога). Далее, по сигналу педагога все надевают шапки и звук голоса или флейты становится «невидимым». То есть в момент, когда шапка надевается, звук прекращается, но при этом продолжает выходить тёплый беззвучный выдох. По знаку педагога, один, два или несколько детей снимают и опять надевают шапки. Задача каждого - не забыть свой звук и, когда шапка снимается, возобновить звучание на заданной высоте. Упражнение может быть усложнено за счёт добавления динамики. По соответствующему знаку ведущего (педагога), шапка может сниматься с большей или меньшей амплитудой, соответствующей громкости голоса или флейты. То есть, если только слегка приподнимать её над головой звук будет тихим, чем выше, тем громче. Так же могут использоваться любые согласные звуки или слоги.

6. "Разговор китов"
Парная игра.
Вам понадобится головка флейты.
В начале игры имитируем шум прибоя на головке флейты, как бы погружаясь в море. Игроки- киты: один большой, другой маленький (китёныш). Распределите роли между игроками. Кит-мама или папа разговаривает низким голосом, протяжно и долго. Необходимо закрыть открытый конец головки ладонью. Китёныш разговаривает высоко и протяжно- отверстие остаётся открытым. Киты могут радоваться, тогда нужно повысить интонацию звука и грустить - понижаем интонацию. Повышение и понижение интонации следует выполнять за счёт изменения направления воздушной струи, а так же поворотом головки флейты в направлении от себя и на себя.
Вы можете играть одновременно "прибой" и "голос кита". 
Это упражнение помогает почувствовать свободу в челюстной области, выстраивает понимание отличий между шумом и звуком у начинающих флейтистов, развивает эмоциональную образность мышления.

7. "Пузырчатый звук"

Вам потребуется головка флейты и мыльные пузыри.
Тренируем губную атаку звука на "П" (bubble sound – пузырчатый звук).
Сначала попробуем полопать маленькие пузырики от слюны на краешке губ, практически их не открывая. Далее предложите ребёнку такую игру: вы выдуваете мыльные пузыри, а ребёнок имитирует их звуком с атаки на "п", причём маленькие пузыри должны соответствовать коротким звукам, а большие более продолжительным.
Когда вы почувствуете, что ребёнок устал, поменяйтесь ролями. Надувать мыльные пузыри - самое любимое детское дело.

8. Воздушное коромысло" 
Вам потребуется стакан воды, флейта или головка флейты.
Наберите в рот воды. Сначала почувствуйте воду в одной щеке, потом в другой. Зафиксируйте свои ощущения наполненности щёк жидкостью. Освободите рот от воды. Далее выполните тоже самое упражнение, используя вместо воды воздух. Почувствуйте, как раздуваются и растягиваются щёки.
Приставьте головку флейты к губам в исполнительское положение. Наклоните голову и корпус тела сначала вправо, затем влево, издавая звук на инструменте и имитируя набор воды в щёки - сначала в правую, потом в левую. Когда щёки будут достаточно свободными, постарайтесь освободить обе щеки в ровном положении тела.
Данное упражнение помогает почувствовать свободу в щеках и снять зажим в губах.

9. Волшебный стул" 
Вам потребуется устойчивый стул и флейта".
Данное упражнение включает всё тело в процесс игры на инструменте, активизирует нижнюю часть туловища.
Встаньте на стул. Старайтесь как-будто раскачать его ногами. Представьте, что пространство есть не только перед вами, но и над, сзади, под вами. Раскачивайте в своём воображении всё пространство вокруг вас. Играйте на инструменте, продолжая ваши движения. Вы почувствуете, насколько сильнее, увереннее и энергичнее становится ваш звук. Спуститесь на пол и продолжайте играть, не теряя ощущения пространства вокруг вас и крепкого тела.

10. "Хомяк-флейтист"
Вам потребуются сушки без наполнителей маленького или среднего размера, головка флейты или флейта.
Данное упражнение способствует правильной постановке губ, а так же снимает губные зажимы.
Заложите за каждую щеку по одной сушке. Выбор размера сушек определяется объёмом защёчного пространства исполнителя. Если объём маленький, закладывайте мини-сушки, если большой, то стандартные. Главное, чтобы они полностью закрывались щеками и не выглядывали из уголков губ. Играйте привычные вам упражнения и гаммы, не вынимая сушек изо рта. Если дёсны начинают болеть, значит вы ещё зажимаете уголки губ, так же это может происходить из-за слишком большого размера сушек; или возьмите сушку большего размера (если зажимаются губы), или меньшего (если дело в большом размере). Когда сушки размякнут, их можно съесть или поменять на новые.

11. "Голодная собака"
Вам потребуется флейта или головка флейты.
Упражнение активизирует мышцы брюшного пресса, освобождает амбушюр, развивает ощущение активного посыла воздуха.
Предложите ученику имитировать лай собаки, который начинается с глубокого внутреннего рычания. Лай должен быть ярким и очень активным, как-будто собака просит сосиску (сосиской может служить флейта в ваших руках). Первый раз она просит один раз "рррАФ", далее два и три раза подряд "рррАВАФ", "рррАВАВАФ". Важно, чтобы между лаем не было паузы.
Далее делаем тоже самое без голоса с закрытым ртом, следя за тем, чтобы активно работали щёки.
Следующим этапом будет объединение мышечных действий с игрой звука на инструменте. По началу не обязательно, чтобы звук сохранял свою высоту. Можно похулиганить. Но когда мышечная память уже зафиксирует действия, можно сконцентрироваться на сохранении высоты тона, независимо от динамики звука. Громкий звук требует большего открытия межгубной щели. Следите за свободным движением нижней челюсти.
Елена Исаева.

© 2017 by Flyingflute studio.